Родиной евреев считается «Эрец Исраэль» — земля Израиль. С этой землей неразрывно связана довольно большая часть истории еврейского народа. Именно здесь формировались его культурная, религиозная и национальная основы. Несмотря на изгнание и многие годы гонения, евреи во всем времена старались поддерживать связь с этой землей.

retro

  • Древнейший период (3 тыс. до н. э. — нач. 12 в. до н. э.)

Ханаан — название страны, произошедшее от ее торгового предназначения — «страна красок. Ханаан являлся стратегически важным пересечением торговых путей Египта и Месопотамии.

К этому периоду относится появление в Ханаане первых представителей еврейского народа. В исторических документах можно встретить упоминания об Аврааме, Исаак и Иакове, правителе города Шалема Мелхиседеке.

  • Эпоха Судей (нач. 12 в. до н. э.- кон. 11 в. до н. э.)

К этой эпохе историки относят начало заселения территории еврейским народом, разделение его на 12 колен, отражение агрессии местных племен, а также ассимиляция их среди евреев. Война филистимлян и евреев за гегемонию в стране, выход евреев к морю.

В этот период евреи обрели законы (откровение на горе Синай), избрали первого царя Саула, погибшего в битве с филистимлянами. В это же время произошла легендарная битва Давида и Голиафа. Давид, избранный вторым царем Израиля, основывает город Иевус, впоследствии названный Иерусалимом. Иерусалим становится столицей и культурным центром Израиля. В это время пишется Библия и строится храм царя Соломона.

  • Эпоха Первого Храма (970 г. до н. э. — 586 г. до н. э.)

В это время распадается государство, основанное Давидом и Соломоном. В итоге распада образуются такие государства, как Иудея и Израиль. Ассирия завоевывает Израиль и довольно долгое время держит его под контролем. Проведенная в этот же период реформа царя Иоссии сделала Иерусалим единственным центром жертвоприношений и паломничества Евреев.

В 586 г до н. э. вавилонский царь Навуходоносор захватил Иерусалим и изгнал евреев в Вавилон.

  • Эпоха Второго Храма (516 г. до н. э. — 70 г. н. э.)

За шесть веков, которые длился этот период, страна перенесла немало потрясений. Израиль многократно переходил из рук в руки, непрерывно оставаясь провинцией какой-либо крупной империи — Вавилонской, Александра Македонского, Птолемеев, Селевкидов.

Данный период охарактеризовался противостоянием двух различных культур - эллинистической и еврейской. Их взаимное проникновение и долгосрочное влияние друг на друга в условиях затяжного кризиса, вызванного завоеванием римской империей, в итоге привели к появлению нового явления — христианства. Эпоха завершается двумя восстаниями евреев против Рима, закончившимися не самым лучшим для евреев образом, а также окончательной гибелью Иерусалима и Второго храма.

В это время был написан Новый библейский завет, Евангелия, Деяния святых апостолов, а также Кумранские рукописи и сочинения Иосифа Флавия.

  • Римская и Византийская эпохи (6 г. — 640 г.)

После серии неудачных восстаний, описанных в предыдущем периоде, страна превращается в римскую провинцию Палестину с центром в Кейсарии. Численное доминирование евреев сохранялось на севере, в Южной Иудее и в Галилее. Результаты активного религиозного творчества: Мишна и Иерусалимский Талмуд, еврейские законодательные сборники, «Зоhар», последняя редакция ТАНАХа, или Масора.

После того, как христианство было признано в Риме, Палестина стала центром мирового христианского паломничества. Иерусалим и Галилея обзавелись более, чем двумя сотнями церквей. Иудейская пустыня превратилась в регион отшельничества и монашества.

  • Раннемусульманский период (640 г. -1099 г.)

С приходом в город Омейяд Иерусалим стал святым городом Ислама, что повлекло за собой отрыв территории от всего остального Средиземноморья. Со времен Абассидов в стране начался серьезный экономический упадок, она превратилась в заброшенную и позабытую провинцию. Свое влияние на процесс упадка оказало и разрушительное землетрясение 749 года. Церковь гроба господня была разрушена Аль-Хакимом, но всего через полвека Константин Мономах восстановил ее.

Эта эпоха запомнилась первыми вооруженными паломничествами из Западной Европы и гонениями на христиан при фатимидах. В это же время написаны комментарии к Корану, повествующие о путешествии пророка Мохаммеда и его вознесении на небо.

  • Эпоха Крестовых походов (1099 г. — 1291 г.)

Как известно, эта эпоха ознаменовалась жесточайшим противостоянием мусульманского Востока и христианского Запада. Первый крестовый поход ознаменовался образованием иерусалимского королевства. Второй крестовый поход закончился падением фатимидов, а также созданием державы Салах-ад-Дина.

А в период Третьего крестового похода (1228-1244) Иерусалим перешел во владение христиан, но довольно быстро был захвачен хорезмийской конницей. В это же время возникла армия мамлюков, быстро образовавших собственный султанат. Мамлюки сумели отбить нашествие монголов и добились ликвидации христианского присутствия в Азии.

  • Позднемусульманский период (1291 г. — 1917 г.)

Именно в позднемусульманский период в Иерусалиме был возрожден еврейский квартал. Мамлюки, разгромленные воинами османской империи, перестали считаться непобедимым войском. Евреям было выделено новое место молитвы — «стена плача».

1799 год ознаменовался походом Наполеона на Акко, закончившимся неудачей. Затем была оккупация Израиля Египтом, активное вмешательство Европы в дела Израиля и европейское же строительство на этой земле.

В данный период начинается активная поселенческая деятельность евреев, образование ими городов и поселков. В этот же период возникает сионизм. Семья Ротшильдов активно спонсирует развитие Израиля.

В святых землях христианства устанавливается статус-кво.

  • Эпоха британского мандата (1917-1948)

В эпоху британского мандата Палестина была оккупирована британскими войсками. Позже она была разделена, в процессе чего была выделена Трансиордания. Также была опубликована «Декларация Бальфура». 1929 год ознаменовался крупнейшим еврейским погромом, который когда-либо был организован арабами. В итоге передела и длительной Второй мировой войны Англия отказалась от мандата и ООН был предложен проект раздела страны.

  • Государство Израиль (провозглашено 14 мая 1948 г.)

Новейший период в истории Израиля берет свое начало с 1948 года — года принятия декларации о независимости. Несмотря на принятие документа, Израиль еще долгое время подвергался нападкам со стороны соседних стран. Евреям постоянно приходится с оружием в руках защищать независимость своей земли: Синайская компания против Египта (1956). Шестидневная война, разгром армий Египта, Сирии и Иордании, объединение Иерусалима (5-10 июня 1967). «Война на истощение» (1967-70) арабских стран против Израиля. Война Судного дня (октябрь 1973г.). Ливанская война (1982-85). Несмотря на постоянные войны, евреи продолжают приезжать на землю предков. Израиль заселяется евреями.

С середины восьмидесятых годов 20 века израильская экономика испытывает резкий рост, причиной которого является развитие промышленности и высоких технологий.

flag