Ханука

Ханука празднуется зимой, когда дни короткие, а ночи длинные. На празднование отводится восемь дней, не все из которых являются праздничными в привычном понимании этого слова. В ханукальные дни в еврейских домах зажигаются ханукальные свечи, на столы ставят праздничные блюда, евреи играют в ханукальные игры и отмечают светлый праздник. Несмотря на то, что дни Хануки являются обычными трудовыми буднями, во время, пока горят ритуальные ханукальные свечи, строжайше запрещается выполнять любую работу, даже по дому. Во время церемонии, длящейся около часа, предписывается трапезничать, петь песни и всячески веселиться.

По старой еврейской традиции в дни Хануки читают дополнительную молитву, а в синагоге проводится особое чтение Торы.

На Хануку принято готовить блюда из теста с использованием большого количества масла. Эта традиция является данью памяти истории о кувшинчике с елеем. На сегодняшний день существует один точный признак скорой Хануки. Этим признаком является оригинальный ханукальный пончик, носящий имя «сувганиет». Еще за несколько недель до наступления Хануки прилавки заполняются такими пончиками.

Праздник Ту би-Шват

Изначально Ту би-Шват, означающий 15-й день месяца Шват, являлся не праздником, а днем, с которого крестьяне начинали отсчет посадок и урожая деревьев. Из года в год этот день приобретал все более праздничный характер. В Ту би-Шват запрещено произносить надгробные речи. В паздник принято есть плоды, которыми так славится Израиль. К таким плодам относятся виноград, гранаты, инжир, финики и оливки.

Новый год в еврейском календаре отмечается несколько раз. Этот праздник символизирует не начало года, а памятную дату, от которой идет отсчет времени какого-либо важного события. Так, например, первое число Нисана является днем отсчета правления царей. 1-е число Тишрея является новым годом, отсчитываемым от дня сотворения мира. 15-е число Швата является новым годом деревьев. Это начало крестьянского года. 15-е Швата используется для отсчета урожая и посадок деревьев, чтобы отделить от него десятину. В Израиле существует обычай, согласно которому 10% всего собранного урожая отдается бедным и голодающим.

Пурим

Значение слова пур: «гораль» («судьба, рок» на иврите) — черепок или маленький камень, который бросали, чтобы найти и принять решение. На Древнем Востоке был обычай бросать жребий, чтоб принимать решения по государственным делам, как например, назначение министров и советников, начало войны и заключение мирного договора. В Мегилат Эстер говорится, что Аман назначил дату истребления евреев, бросив жребий — пур, и отсюда произошло название праздника — Пурим.

Праздник Пурим празднуют в течении двух дней — 14-го и 15-го Адара.

В Мегилат Эстер говорится, что евреи, которые жили в открытых городах, победили своих врагов, возглавляемых Аманом, в 13 день месяца Адар, и отпраздновали свою победу назавтра — в 14-ый день месяца Адар.

Пурим — это веселый праздник, и ритуал, когда все наряжаються в маскарадные костюмы, чтоб сделать его еще веселее, основан на обычаях других народов — а также на истории, описанной в Мегилат Эстер.

В еврейской традиции, связь между маскарадными костюмами и праздником Пурим основана на двух концепциях, исходящих из Мегилат Эстер: на концепции превращения и изменения судьбы, а также на концепции сокрытия подлинной личности.

В Мегилат Эстер рассказывается об изменении к лучшему судьбы евреев: «… и как такого Месяца (т. е., Адар), в который превратилась у них печаль в радость, и сетование — в день праздничный…» (Мегилат Эстер, глава 9, стих 22). Аман замышлял уничтожить всех евреев в месяце Адар — но судьба изменилась, и евреи были спасены от участи, уготованной им Аманом, и так месяц Адар превратился из траурного в веселый.

Лаг ба-Омер

Этот праздник отмечается 18 ияра. В этот день существует традиция разжигать костры, уходящая своими корнями к историческому восстанию Бар-Кохбы и Лаг ба-Омера. Сигнальные костры, которые разжигали повстанцы на вершинах гор для передачи определенной информации, являются праотцами костров, разводимых в этот праздник сегодня.

Другим объяснением традиции является история о жизни Рабби Шимона Бар-Йохая. Знаменательные дни его жизни (день свадьбы, день, когда он стал раввином, а также день смерти) отмечаются особо. День смерти Рабби Шимона Бар-Йохая связан с огнем — он сгорел в собственном доме. В память об этом огне принято жечь ритуальные костры.

Рош ха-Шана

Рош ха-шана является единственным еврейским праздником, отмечаемым в начале месяца — Первого Тишрея. В еврейской традиции Рош ха-Шана — это не только праздник евреев, но и всего населения земли. Евреи верят, что этот день является судным для всего человечества во всем мире. Почему именно Рош ха-Шана был определен как судный день? Согласно поверью, мир был создан 1 Тишрея. Этот день является началом отсчета истории мира и рождением всего рода людского. По этой причине в молитвах, которые читают в Рош ха-Шана, упоминается начало человеческой истории, сотворение мира, история Всемирного великого потопа, история Ноя.

Евреи верят, что именно в Рош ха-Шана каждый живущий на земле человек судится за поступки, которые он совершал на протяжении прошедшего года. Молитвы, которые читаются в Рош ха-Шана, обязательно упоминается Судный день — день, когда все люди предстанут перед Богом, и Бог осудит каждого за совершенные им деяния.

Суккот

Суккот — это последний из тройки праздников, которые упомянуты в Торе. Все три праздника, согласно древнему календарю, начинаются в месяц Нисан. Вначале следует Песах, затем — Шавуст, а последним — как раз Суккот (16-21 Тишрея).

Суккот — это праздник веселья. В торе трижды говорится о том, что в Суккот необходимо предаваться веселью: «и веселись в праздник твой» (Второзаконие гл. 16, 14), «и будешь ты только веселиться» (Второзаконие гл. 16, 15), «и веселитесь … семь дней» (Левит гл. 23, 40). Особым весельем Суккот выделяется благодаря своему земледельческому характеру и направленности. Суккот — это праздник, ознаменовывающий собой сбор урожая, сбор урожая сам по себе подразумевает веселье. Дополнительным «счастливым фактором» является и то, что Суккот идет за Йом Кипур, являющимся днем, в который евреям отпускаются все грехи.

Суккот определяет начало нового земледельческого цикла. В этот день по традиции решается, какое количество дождей прольется на поля в следующем году. После сбора урожая крестьяне всегда волновались о том будет ли следующий год дождливым или засушливым, урожайным или бедным, будут ли дожди полезными или они будут жестокими и побьют посевы — на эти вопросы отвечает Суккот.

Песах

15 Нисана порядка трех тысяч лет назад еврейский народ покинул Египет, уйдя от более чем двухвекового рабства. Песах считается днем рождения еврейского народа, днем его духовного освобождения и возрождения. Именно с 15 Нисана еврейский народ отсчитывает свою историю.

Согласно Торе, Песах начинается 15 Нисана и длится ровно неделю. Даже те евреи, которые далеки от исторических традиций, знают, что на Песах принято есть мацу. Это поистине всенародный праздник.

Йом Кипур

Основным отличием данного праздника является необходимость соблюдения определенного поста. Йом Кипур переводится как «смирение души». Йом Кипур рассматривается с двух сторон. С одной — это день страха перед божьим судом, перед его строгим приговором. С другой стороны этот день рассматривается как день надежды на прощение грехов — «ибо в сей день искупит вас (Бог), чтобы сделать вас чистыми от всех грехов ваших» (Левит гл. 16, 30).

Особым значением обладают вечера дней, предшествующих этому празднику. По традиции именно в эти вечера человек готовится к Йом Кипур, проводит определенные ритуалы и следует древним обычаям.

В этот праздник принято просить друг у друга прощения и примирения. Согласно поверью, в Йом Кипур не искупаются те грехи, за которые не было попрошено прощения и примирения не состоялось. В послеобеденные часы дней, предшествующих празднику, верующие евреи проводят «аруха Мафсекет» — «завершающую трапезу», которая является финальной трапезой до наступления поста.

День независимости Израиля

14 мая 1948 года в Тель-Авивском музее была обнародована декларация о независимости нового государства, названного Мединат Исраэль (Государство Израиль).

Всего лишь через пару часов после принятия декларации на территорию нового государства вторглись армии Ирака, Сирии, Ливана и Египта, и евреям вновь пришлось защищать свою свободу и независимость.

После войны, продлившейся почти полтора года, парламент Израиля принял решение об образовании нового государственного праздника, получившего название Йом-а-Ацмаут, что означает «День независимости».

Страна празднует День независимости торжественными приемами, военными парадами. В этот день базы военных находятся в режиме открытых дверей и принимают много гражданских в качестве посетителей. Иногда устраиваются воздушные парады, а военно-морской флот Израиля демонстрирует свое оснащение.

Религиозные евреи отмечают день независимости чтением молитв, среди которых обязательной является молитва «а-Лель», являющаяся символом национального освобождения государства.